Экономист Ярослав Лисоволик - о перспективах сотрудничества ЕАЭС с Сербией
На экономическом направлении для России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) нынешний год может стать прорывным в области расширения внешнеторговых альянсов со странами дальнего зарубежья.
При том что несколько десятков стран изъявили свою заинтересованность в заключении торговых союзов со странами ЕАЭС, вырисовывается перспектива серьезного продвижения к полномасштабным соглашениям с такими странами, как Южная Корея, Израиль, Сингапур и Сербия. Из всех стран в этом ряду наиболее продвинутым является открытие рынков с Сербией, с которой у большинства стран ЕАЭС уже есть соглашения о зоне свободной торговли.
Из стран ЕАЭС Россия первой заключила соглашение о ЗСТ с Сербией — оно было подписано в августе 2000 года и предусматривало освобождение 95% товаров от таможенных сборов. Соглашение о ЗСТ с Белоруссией подписано в 2009 году, с Казахстаном — в 2010 году и действует с 2011 года. В мае 2016 года Высший евразийский совет решил начать переговоры с Сербией об унификации торгового режима с целью создания зоны свободной торговли. Новое соглашение, охватывающее все страны ЕАЭС, позволит Сербии расширить зону свободной торговли на Армению и Киргизию, а также укрепит торговые связи на новой основе с РФ, Казахстаном и Белоруссией.
Опросы общественного мнения в Сербии свидетельствуют о высокой степени поддержки развития отношений с Россией и другими странами ЕАЭС. Так, положительную оценку российским инвестициям в сербскую экономику дают 84% населения страны, в то время как за сотрудничество с РФ высказываются до 94%. Несмотря на высокую степень поддержки, развитию экономических связей еще далеко до полной реализации своего потенциала. Пока можно отметить лишь ряд направлений, прежде всего в развитии экономических связей между Белоруссией и Сербией, где странам удалось продемонстрировать высокую положительную динамику двусторонней торговли.
В этом отношении позитивным фактором для Сербии от растущей интеграции с ЕАЭС может быть именно более тесное инвестиционное сотрудничество, в том числе взаимодействие с региональными институтами развития, такими как ЕАБР. Кроме того, для Сербии создание ЗСТ с ЕАЭС — это возможность как открыть для себя новые рынки (Армения, Киргизия), так и укрепить свои позиции на крупнейших рынках ЕАЭС, и прежде всего в РФ. Наконец, создание экономического союза с ЕАЭС — это возможность выйти на новые рынки в Азии, такие как АСЕАН, с которыми у ЕАЭС выстраиваются торговые альянсы.
С другой стороны, для стран ЕАЭС создание зоны свободной торговли с Сербией важно с точки зрения расширения географии экономических альянсов и их распространения на Европу. Другими словами, если для Сербии ЕАЭС — это платформа для возможного укрепления своих экономических позиций на быстрорастущих азиатских рынках, то для ЕАЭС Сербия — платформа для выхода в Балканский и Европейский регион в целом. Построение ЕАЭС торговых альянсов в Европе создаст предпосылки для более активного диалога с ЕС о координации экономической политики в регионе, а также ослабит позицию тех, кто подвергает сомнению действенность ЕАЭС на международной арене и необходимость прямого диалога между ЕС и ЕАЭС.
В конечном счете один из основных вопросов, связанных с формированием зоны свободной торговли Сербия — ЕАЭС, — это соотношение данного проекта с европейским курсом интеграции Сербии. Учитывая, что соглашение ЕАЭС с Сербией будет заключаться, вероятнее всего, в условиях продолжения интеграционных процессов Сербии с ЕС, может потребоваться координация интеграционных процессов между ЕС и ЕАЭС, что, в свою очередь, можно институционально оформить в виде трехсторонних консультационных комиссий, которые включали бы представителей ЕС, ЕАЭС и Сербии.
В случае такого рода координации Сербия может стать своего рода мостом для налаживания взаимодействия между Европой и Евразией в противоположность разделительным стенам, все чаще воздвигаемым в последние годы в мировой экономике.