После войны в Южной Осетии Приднестровская молдавская республика имела не меньше шансов на признание со стороны России, чем Абхазия. Надуманный аргумент об отсутствии общей границы не помешал бы признанию Приднестровья так, как помешали через чур «осторожные» чиновники российского МИДа. По праву сильного, по праву победителя, тогда в августе 2008 г. Россия могла признать вместе с Абхазией и Южной Осетией и Приднестровскую молдавскую республику. Такой вариант развития событий готовился и прорабатывался в России с 2006 г. опираясь на Косовский прецедент в бывшей Югославии. Война, развязанная Саакашвили, лишь стала катализатором этого процесса.
Сперва, в течении 2007 г российские ответственные чиновники позволили Игорю Смирнову разрушить практически все личные каналы коммуникаций с руководством России, искусно играя на его амбициях и слабостях. В результате, когда подошел час «Ч» в 2008-м, никто из высших руководителей России не захотел взять на себя ответственность за Приднестровье.
В августе-сентябре 2008 г. Приднестровье пережило своеобразную точку бифуркации. В результате того, что ожидания признания со стороны России 500 тысяч приднестровцев не оправдались, вектор развития приднестровского проекта резко изменился. Сегодня, по-инерции, в официальной приднестровской пропаганде еще звучат давно заученные пророссийские «мантры». И то по причине того, что новых еще достаточно не сформулировано. Обманутые надежды и нереализуемый образ будущего, к которому вел свой народ Игорь Смирнов последние 20 лет, превращают 20-ти летнюю жизнь и борьбу приднестровцев за свое государство в тупиковый путь. От своей государственности народ Приднестровья не откажется ни за что. Скорее приднестровцы откажутся от Смирнова и его «семьи». (В декабре 2011 Приднестровью предстоит выбрать президента). Вот только куда пойдет Приднестровье после 2011 г.?
В августе 2008 года ответственные российские чиновники своей волей лишили Приднестровье обещанного и вполне законного права на признание. Это обстоятельство исторически и этически лежит на совести вполне конкретных людей в МИДе РФ.
Не удивительно, что президент Приднестровья Игорь Смирнов и простые приднестровцы ощущают себя обманутыми и преданными со стороны России. Никакие временные меры, никакие слова-обещания и деньги не заменят Приднестровью признания суверенитета. Возможно, у российских чиновников остался последний шанс, опираясь на недавнее решение ООН по Косово, вернуться к теме признания ПМР, и тем самым вернуть статус-кво в приднестровском проекте. Хочется надеяться, что понимание этого есть у руководства России.
Итоги недавнего визита одного из руководителей МИД РФ в Молдавию и Приднестровье говорят об обратном.
На минувшей неделе завершилось латиноамериканское турне президентов Абхазии и Южной Осетии, Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты. Делегации новейших кавказских государств посетили Никарагуа, Венесуэлу и Кубу. Как известно Манагуа и Каракас ( не считая России и Науру) пока единственные страны, признавшие суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Это был первый официальный визит подобного рода, поэтому готовились основательно. Каждая из делегаций отправилась в Латинскую Америку на собственном арендованном в Швейцарии самолете. А абхазы взяли с собой даже ансамбль народных танцев. Конечно, подобные вояжи далеко не дешевое удовольствие. Особенно если учесть что дома остается разрушенное войной хозяйство. Однако видимо оно того стоило. Подписано множество важных межгосударственных документов, которые в ближайшее время позволят развивать межгосударственные отношения между Абхазией и Южной Осетией с одной стороны и Никарагуа и Венесуэлой с другой. На Кубе кавказских президентов принял высший партийный чиновник, отвечающий в местном ЦК за международные отношения. До встречи на высшем уровне не дошло. Стороны договорились продолжить совместные контакты и консультации.
Тем временем, партия с восстановлением Южной Осетии переходит в эндшпиль. В конце минувшей недели Цхинвал посетила представительная делегация Правительства РФ во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. На брифинге по результатам своего визита Шувалов подчеркнул, что выполняет прямое поручение премьер-министра России Владимира Путина и заявил, что восстановление разрушенной войной республики закончится к концу текущего года. Также был дан старт программе стимулирования развития собственной экономики Южной Осетии. Программа стартует со следующего года. Единственным вопросом, который остается открытым: что делать с некоторыми нерадивыми членами правительства Южной Осетии во главе с Вадимом Бровцевым, которых год назад прислали из России на помощь югоосетинским руководителям в комплекте с финансированием восстановительных работ. Но и этот вопрос разрешится в ближайшее время : у Бровцева и Ко в августе заканчивается контракт. И осетины надеются, что Москва им пришлет более профессиональных и толковых специалистов.