Я познакомился с Анатолием Баранкевичем в августе 2008 г. в Цхинвале. Генерал, руководивший обороной города до прихода российской армии производил впечатление уверенного профессионала знающего свое дело: воевать. В пресс-центре развернутым нашим институтом в послевоенном городе генерал Баранкевич давал несколько пресс-конференций.
Что случилось с бравым военным за два прошедших после войны года? Он уволился из армии, недолго поработал в Минрегионе в России и в итоге прибился к «паркетной» московской юго-осетинской оппозиции. Почему так случилось, что генерал Баранкевич не нашел себе места в Южной Осетии? Наверное, дело тут вовсе не в различных взглядах на будущее республики у президента Кокойты и его бывшего военачальника. На мой взгляд, причина кроется в том, что кому-то вне Южной Осетии показалось, что в политике ,как противовес и раздражитель действующей власти в Южной Осетии, Баранкевич будет ценнее. Внешним кукловодам не составило большого труда поссорить неискушенного в иезуитских «под коверных» политических играх генерала с президентом Кокойты. В результате проиграли оба и самое главное проиграла республика. Энергия и авторитет, которые могли бы дать толчок к развитию новейшего югоосетинского государства вышли в пар. Потом была кампания по выборам парламента. Попытка со стороны некоторых внешних сил, к которым прибился бывший генерал, сорвать первые в признанном статусе выборы сорвалась. Спекулируя на послевоенных лишениях народа т.н. оппозиционеры и их спонсоры попытались устроить политический хаос в Южной Осетии. Несмотря на серьезные усилия финансового, бюрократического и информационного характера в Цхинвале и Москве, дестабилизировать обстановку в Южной Осетии не удалось. Народ выбрал себе парламент. Конечно, в стремлении во всем походить на Россию, югоосетинские законодатели поторопились изменить избирательное законодательство в пользу партийной системы выборов. При 50 тысячном населении и послевоенной разрухе такое системное изменение было явно преждевременным. В результате в Южной Осетии сегодня, на мой взгляд, не самый сильный состав парламента за 20-летнюю историю югоосетинской государственности. Однако, это парламент выбранный демократическим образом, согласно всем международным нормам демократии, что подтверждено и зафиксировано многочисленными международными наблюдателями из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди которых парламентарии из европейских стран, видные представители общественности России и СНГ.
После неудачной попытки сорвать выборы был разработан очередной план как заморозить развитие Южной Осетии. В августе 2009 г. в Южную Осетию была внедрена группа т.н. «челябинских» . При лоббировании из Москвы пришлые люди заняли ключевые позиции в правительстве Южной Осетии. Взяв под контроль финансовые потоки по восстановлению разрушенной республики, новое правительство всеми силами стало тормозить процесс восстановления. По замыслу авторов новой каверзной затеи «негодующая по этому поводу осетинская оппозиция в Москве» должна была инициировать досрочные выборы президента Южной Осетии, подняв волну народного гнева. Однако и здесь кукловоды ошиблись. Подвело незнание матчасти.
«Челябинские» принялись растаскивать и осваивать через свои подставные фирмы и без того скудный бюджет в основном состоящий из российской финансовой помощи. Естественно на эти обстоятельства обратили внимание российские СМИ, Счетная палата и Генеральная прокуратура РФ. Получилось, что «во всем виноват не Кокойты , а челябинские мародеры». Дело дошло до того, что пришлось вмешаться лично Путину.
Недавно Эдуард Кокойты заявил о своем неучастии в выборах президента в 2011, что соответствует букве и духу Конституции Южной Осетии. Конечно, за пост президента развернется политическая борьба. Возможно, Кокойты назовет своего преемника по примеру В.В.Путина. Однако думается, что генерала Баранкевича не будет среди кандидатов в президенты Южной Осетии. К сожалению, свой послевоенный авторитет он разменял на медные деньги. Простите, генерал, за правду.
Алексей Мартынов
Директор Международного института новейших государств
гражданин Республики Южная Осетия
кавалер ордена Дружбы