Странный мятеж в Турции предшествовал не менее странному и уж точно непонятному мятежу в Армении. И может показаться, что видимой связи здесь нет, хотя мятежники и в Ереване, требовавшие отставки президента Сержа Саргсяна и выступающие против компромиссов по Нагорному Карабаху, и в Турции придерживались некоторой антироссийской позиции. Так или иначе, результаты обоих мятежей планомерно и неизбежно подводят к пугающему выводу: Кавказский регион превращается в место масштабной войны.
Для начала рассмотрим новые турецкие реалии, наставшие после странного мятежа: уровень внутренней нестабильности зашкаливает, внятного «завтра» для страны не существует, а уровень конфликта между военными и Эрдоганом будет стабильным, пока Эрдоган не взрастит (если сможет) новое поколение военных всех уровней. Отношения с Россией номинально улучшаются, а отношения с Европой и США номинально портятся. Но видимости здесь явно больше, чем закулисной реальности (и «информационные войска» Турции, обучающиеся на Украине и в странах Прибалтики, технологиям войны против России — тому явный пример). А еще сохраняется главное правило: ничто так не сплотит империю, как опасный внешний враг.
И вот здесь совсем по-другому начинает восприниматься «курдское затишье». Курды, идеально подходящие на роль внешнего врага для всей Турции, откровенно затихли, а их террористическая активность, достигшая пика перед странным мятежом, свелась к нулю. Открыто делать врага из России Эрдоган уже не сможет, враждовать с Европой слишком агрессивно — недопустимо дорого, а выступить против США для Эрдогана — вообще самоубийство. Что остается? Для этого вернемся к событиям в Армении.
И здесь все тоже непонятно: сейчас трудно представить какую-то страну, где вооруженные люди захватывают заложников, расстреливают полицейских, но вместо штурма в ответ получают мягкий ответ властей, диалог и призывы судить «ребят максимально мягко». Мятежники обвиняют власти в сдаче интересов Армении в карабахском конфликте, и этот тезис находит серьезную поддержку среди жителей страны, которые устраивают открытые акции поддержки повстанцев, но на самом деле настоящих террористов (захват вооруженными людьми заложников, когда процесс сопровождается убийствами, назвать по-другому не позволит ни одно законодательство).
При любом развитии ситуации теперь Ереван (формальная «победа» над мятежникам иуже роли не играет) точно ужесточит свою позицию по Карабаху, ведь это проще и нагляднее, чем кардинально переломить к лучшему экономическую ситуацию в стране. И с этого места придется напомнить, что в Азербайджане своих проблем хватает (страна зависит от цен на дешевеющие энергоносители), а карабахский конфликт позволяет Ильхаму Алиеву сплотить свой народ вокруг себя. И властям Азербайджана война в Нагорном Карабахе политически тоже выгодна. Как и Эрдогану.
Но к чему такая война приведет? Да, будет отвлечение внимания от целого ряда проблем экономического характера, но «маленький региональный» конфликт в Кавказском регионе — это как попытка на пороховом складе начать жечь бензин, чтобы согреться. Карабахский вопрос станет всего лишь началом грандиозного пожара, который вполне способен сжечь тех, кто пытался погреться у разжигаемого огня. Вместе со всеми, кто был рядом.
Еще одна война, пока что отдаленная от Европы и гарантировано удаленная от США — вот самое краткое описание конфликта, который начинает казаться неизбежным и «соединяющим» странные мятежи в Армении и Турции. Россия тоже будет вынуждена вмешаться в данный конфликт, и ее даже вполне могут начать обвинять в «попытке получить выгоду», ведь азербайджанская и армянская армии опираются на системы вооружений, поставляемые Россией. Вот только пылающий Кавказ обернется для Москвы скорыми собственными проблемами на своей территории, что отвлечет колоссальные силы и средства (и при дешевой нефти «тушить деньгами» такой конфликт не получится). Пока додавливается ДАИШ (совсем еще не утративший статус главной мировой террористической угрозы), новый плацдарм для радикалов и террористов откроет Кавказский регион. А там подобные угрозы с легкостью могут расползтись от Средней Азии до Европы.
Проиграют все, кто так или иначе в конфликт будут втянуты, ведь ухудшающуюся экономическую обстановку войной не спасешь. Россия и Турция опять будут метаться между фальшивым партнерским статусом и прямым военным противостоянием. Европа как минимум испытает страх, ведь теперь можно будет получить не только новые волны мигрантов, но еще и «взять в подарок» себе «кусочек войны». Москва окажется разорванной между конфликтами, отвлекающими на себя чудовищные силы со всех сторон: НАТО, Сирия, Украина, Кавказ… Средняя Азия.
И только Вашингтону неожиданно повезет: и Европа станет сговорчивее, и Россия отвлечется, и конфликт далеко, и шанс появится укрепить свои позиции, если что-то изменится в геополитике участников противостояния. И ведь прямых доказательств участия США действительно нет: все вообще начинается с продолжающих друг друга и странных мятежей в Киеве и Тбилиси, Каире и Дамаске, Стамбуле и Ереване. Американцы просто получают выгоду, как это бывает у них на фоне всех масштабных мировых конфликтов.