Саммит ЕС и Турции по проблеме беженцев: Меркель выдает шантаж Анкары за достижение

В ночь на вторник 8 марта 2016 года прошел саммит ЕС и Турции по проблеме беженцев. Привлечение Турции к решению кризиса нелегальной миграции является ключевым элементом плана канцлера Германии Ангелы Меркель по разрешению фундаментальной проблемы нелегальной миграции ЕС. Однако саммит завершился ничем, поскольку Турция выдвинула Европе новые условия.
Перечислим их с соответствующими комментариями.

1. Турция готова закрыть «балканский маршрут» прибытия нелегальных беженцев в ЕС. Для этого она будет принимать обратно всех без исключения беженцев, которые попадают в Грецию транзитом через турецкую территорию, вне зависимости от их национальной принадлежности и мотивов. Но дальше в турецком предложении содержится существенное уточнение. Турция будет одинаковое количество сирийцев из числа этих депортируемых беженцев организованно вывозить в ЕС.
Таким образом, Турция предлагает нелегальный поток беженцев сделать легальным. Но эта «привилегия» будет касаться одних только сирийцев. Считается, что в настоящее время в Турции находится примерно 2,5 миллиона беженцев из Сирии. Турецкий план по этому пункту предполагает, что европейцы будут сами выбирать в турецких лагерях «приемлемых» для них беженцев — молодых, семейных, желательно нужного образовательного и профессионального уровня и ни в коем случае не «террористов». Проверку «на благонадежность» предстоит осуществлять спецслужбам готовых принимать сирийцев стран ЕС. В лагерях беженцев европейцам предстоит развернуть собственную бухгалтерию.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди уже заявил, что план Турции по массовому перемещению беженцев противоречит международному праву, поскольку коллективная депортация запрещена Европейской конвенцией о правах человека. Сейчас Турция предоставляет большинству мигрантов лишь временную защиту, не давая права подавать ходатайство об убежище. Правозащитные организации указывают на то, что Турция не является безопасной страной для беженцев, так как препятствует их въезду к себе и депортирует обратно в Сирию. Поэтому предлагаемое Турцией решение имеет явно негативный для ЕС ценностный и моральный подтекст.

Обратной стороной выполнения этого пункта турецкого плана, о чем стараются сейчас не говорить, является введение квот на прием беженцев, чему открыто противятся государства-члены ЕС из Центральной и Восточной Европы. Поэтому с квотами на прием, по-прежнему, существует проблема. Сразу же после саммита премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подтвердил, что Венгрия категорически отвергает требование о переселении сирийских беженцев в Европу. Она наложит вето на квотирование. Напомним, что свою бескомпромиссную позицию по беженцам Орбан планирует подтвердить референдумом, проведение которого в Венгрии запланировано на конец лета. В этом пункте турецкий план требует от ЕС согласованного подхода к решению проблемы беженцев, которого достичь трудно. Государства-члены не готовы принимать организованно перемещаемых из Турции беженцев. Германия же не хочет принимать их всех.

2. Турция собирается взимать с ЕС плату за свои манипуляции с беженцами. Она требует от ЕС в качестве ответной услуги удвоить с обещанных трех до шести миллиардов евро на ближайшие три года субсидию на содержание беженцев на территории Турции. Проблемой здесь является то, что взносы даже в пакет из трех миллиардов до сих пор не согласованы в ЕС. Поэтому Турция жалуется, что и трех миллиардов евро она еще в глаза не видела. Трехмиллиардный пакет остается еще только в проекте. Теперь ЕС необходимо будет изыскать уже шесть миллиардов евро за оплату «услуг» Турции по беженцам до 2018 года. По проблеме опять же требуется достижение консенсуса.

3. Турция требует с июня этого года, то есть на три месяца раньше, чем планировалось Брюсселем, ввести безвизовый режим для турецких граждан на посещение государств ЕС. Безвизовый режим с Турцией встречает сопротивление в ЕС из-за ценностных и гуманитарных проблем. «Ценностные сомнения» подтвердил недавний случай с закрытием в Турции оппозиционной газеты Zaman. Кроме того, безвизовый режим облегчит попадание в ЕС граждан Турции, часть из которых, в частности, курды, сами могут испрашивать для себя статус беженцев.

4. Турция требует открыть пять новых глав на ее переговорах с ЕС о вступлении в Евросоюз. Однако в ЕС уже указывают на то, что у Турции должны быть собственные моральные обязательства перед сирийскими беженцами. Поэтому вопрос о беженцах нельзя увязывать с вопросом о членстве Турции в Евросоюзе. Эту проблему явно пытаются спрятать. Так в Брюсселе утверждается, что переговоры о вступлении в ЕС могут стать поводом для претензий Анкаре относительно крайне негативного, с точки зрения европейцев, развития ситуации с правами человека и свободой слова в Турции. Что касается конкретики, то возражение по поводу ускорения переговоров Турции с ЕС о членстве уже выдвинул Кипр.

5. Турция настаивает на создании международными усилиями зоны безопасности для беженцев на севере Сирии. Последнее условие ЕС не может обеспечить без согласия официального правительства в Дамаске. Кроме того, по данному вопросу необходимо преодолеть вето Российской Федерации в Совете безопасности ООН. Европе здесь предстоит явный торг с Москвой. ЕС придется еще раз определиться с антироссийскими санкциями.

Итак, дискуссия на саммите ЕС — Турция о предложенном Анкарой пакете мер безрезультатно продолжалась 12 часов, но решения по нему так и не было принято. Заметим, что новое предложение Турции выходит далеко за рамки первого соглашения, которое было достигнуто с ЕС в ноябре прошлого года, но до сих пор не реализовано. Тем не менее, каждая из договаривающихся сторон крайне заинтересована в поиске работающего решения, хотя внешне дело выглядит так, будто Турция взяла европейцев за горло. ЕС явно не нравится подобный турецкий подход. Кроме того, Евросоюз, имеющий коллективный интерес в решении проблемы, еще и не способен выработать соответствующие индивидуальные решения государств-членов. Сейчас лидерам ЕС дана короткая пауза, чтобы хорошенько обдумать турецкие предложения. Обдумывание породит возражения на будущем саммите.

В ЕС уже озвучены опасения, что Евросоюз готов отдать проблему своего миграционного кризиса на волю «непредсказуемого» и авторитарного президента Турции Реджепа Эрдогана. В европейских СМИ поставлен вопрос о «турецком шантаже». По сообщениям с саммита, турецкий премьер Давутоглу даже пригрозил европейцам прекратить поставки гуманитарной помощи беженцам в Сирии, что приведет к росту их потока в Европу. Это негативный информационный фон для будущего саммита.

Существенная проблема — «турецкий план» обходит стороной судьбу беженцев из других кризисных стран Ближнего и Среднего Востока — прежде всего иракцев и афганцев. Не понятно, как будет решаться их проблема. Кроме того, «турецкий план» оставляет за скобками поток беженцев из Африки, идущий Средиземным морем через Ливию. По имеющимся у европейцев сведениям, на побережье Ливии скопились сотни тысяч выходцев из различных африканских стран, которые дожидаются хорошей погоды и подходящего транспорта, чтобы перебраться в Италию. Поэтому «турецкий план» может быть лишь одним из элементов разрешения миграционного кризиса, но не всеобъемлющим решением проблемы. В этом его явная ограниченность. При условии ограниченности он порождает сомнения.

На внеочередном саммите ЕС, который пройдет 17 марта, лидеры государств-членов ЕС должны дать ответ на турецкие предложения по урегулированию миграционного кризиса. Канцлер Германии Меркель выражает уверенность, что обновленный турецкий план будет реализован. Положительно отнеслась к турецкому плану лишь сама Меркель. Для нее предложения турок не стали сюрпризом, как для других участников саммита. До начала саммита Меркель провела продолжительные переговоры с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу. Турецкий премьер назвал новые требования своей страны «творческим и конструктивным предложением». Однако в европейских СМИ ситуация рассматривается, как «турецкий поводок» для Европы. Похоже, что турецкий план нужен только Меркель для подтверждения стратегического лидерства Германии в ЕС и собственной политической роли.

Поэтому автор общей «турецкой идеи» разрешения миграционного кризиса — канцлер Германии Ангела Меркель безуспешно пытается сейчас представить прошедший саммит, как «прорыв» в решении проблемы. Канцлер представляет дополнительные условия, поставленные Турцией ЕС, как «следующий шаг» в борьбе с нелегальной миграцией, хотя и «первый шаг» ее предшествовавшего турецкого плана еще не состоялся. Предстоящие выборы в трех федеральных землях Германии в воскресенье должны продемонстрировать ответ избирателей на текущие усилия Меркель. Уже сейчас ясно, что ответ не будет положительным для ХДС и лично канцлера.

Правда, в минувшем феврале в Германию прибыло на треть меньше мигрантов, чем в январе. Но абсолютная цифра за февраль все равно высока — 61 тыс человек, подавших ходатайство на убежище в Германии. В январе 2016 года в Германии было зарегистрировано 92 тыс человек, в декабре 2015 года — 127 тыс, а в ноябре — 206 тыс. Таким образом, число въезжающих в страну просителей убежища значительно сокращается уже четвертый месяц подряд, что внушает оптимистам надежду на то, что миграционный кризис рассасывается.

Пессимисты в ЕС поступают в реальной политике иначе. На следующий день после саммита Словакия объявила о закрытии своих границ перед мигрантами. Вслед за этим Словения объявила, что она будет пускать на свою территорию только тех мигрантов, которые планируют запрашивать убежище в стране. Вслед за Словенией об аналогичных мерах заявили на входящие в ЕС Сербия и Македония. Таким образом, «балканский маршрут» движения беженцев в ЕС закрывается явочным порядком без каких-либо централизованных решений Брюсселя и без турецкого участия. В этой ситуации Греция уже сейчас получает худшую часть от еще не состоявшейся сделки с Турцией. ЕС на предстоящем саммите будет делать вид, что централизованное решение по беженцам достижимо. В реальности же его, как не было, так и нет. ЕС бессильно бьется о миграционный кризис, а Турция предлагает подставить плечо помощи, но за существенные преференции. Правда, сомнения в действенности подобных преференций особо и не скрываются в ЕС.

https://eadaily.com/news/2016/03/09/sammit-es-i-turcii-po-probleme-bezhe...