Парламент Гагаузии запретил «румынский язык»

4 октября Народное собрание Гагаузии единогласно проголосовало за запрет на употребление в учебных заведениях и публичных местах антиконституционных терминов «румынский язык», «литература» и «история» применимо к молдавскому языку, литературе и истории. Данная инициатива принадлежала депутату НСГ Ивану Бургуджи, на этом же заседании покинувшему фракцию Демпартии Молдавии «За свободную и сильную Гагаузию», имеющую большинство в парламенте автономии, что однако не помешало бывшим соратникам поддержать законопроект.

К 1 января 2014 года Гагаузия намерена принять новый закон об образовании с учетом принятого решения, и рассчитывает, что аналогичным образом поступит и Минпросвет Молдавии.

Несмотря на внешнюю революционность решения гагаузских парламентариев, ничего нового они не изобрели. Молдавский язык является государственным согласно конституции Молдавии, нарушаемой однако властями этой страны на протяжении всех 22 лет независимости, поскольку в молдавских учебных заведениях все это время преподаются «Румынский язык и литература». Решение гагаузских законодателей таким образом всего лишь призывает Кишинев к соблюдению своей же конституции.

Вопрос названия государственного языка является предметом жарких дискуссий в Молдавии уже третье десятилетие. Однако, как видится OSTKRAFT, главная проблема заключается не в названии, а в графике языка. В 1989 Верховный совет Молдавской ССР, большинство в котором тогда составляли представители прорумынского Народного фронта, приняли закон о «возврате» к латинской графике в румынском варианте, отказавшись от исторической кириллицы молдавского языка, сохранившейся только в Приднестровье, и подвергнув таким образом родной язык, по меткому выражению молдавского историка Олеся Стана, «кастрации». И, действительно, несмотря на то, что живой, разговорный молдавский существенно отличается от румынского (в нем куда больше славянизмов, а значительная часть населения Бессарабии вообще говорит на молдавско-русском суржике), в учебных заведениях страны преподают литературный румынский, который по сей день с трудом дается не только представителям других национальностей, но и «титульным» молдаванам. Как представляется, именно на возвращение исторической кириллицы должны быть направлены усилия всех поборников «молдавскости», а вопрос названия языка решится в этом случае сам собой.

Впрочем, сегодняшнее решение гагаузских парламентариев со стопроцентной вероятностью будет отменено молдавской Госканцелярией, как это происходило с другими решениями гагаузского парламента или местных молдавских советов. В частности именно такая судьба постигла в июне этого года гагаузский «антигейский» закон, принятый в апреле в пику молдавскому «евроинтеграционному» закону «Об обеспечении равенства». И в данном случае приходится в очередной раз констатировать тупиковость методов отстаивания своих интересов Гагаузией и другими регионами Молдавии, не согласными с политикой официального Кишинева. Очевидно, что только «развод» и «раздел имущества» может разрешить бесконечный кризис в Молдавии, волею случая получившей в рамках своих «международно-признанных границ» территории и население с диаметрально противоположными интересами.

Страны: